Уходящая профессия
Что вы знаете о работе
киномехаников? Думаю, многие ни разу даже не слышали о существовании такой
профессии. Киномеханики - это демонстраторы фильмов в кинотеатрах.
Подробнее об этой профессии
и своей жизни рассказала Галина Степановна Кострикина, которая много лет
проработала киномехаником.
Родилась Галина Степановна в
Ревде, но, когда началась Великая Отечественная война, папа перевёз их с мамой
жить на "девятый километр" (8 км от г.Дегтярска).
Училась Галя хорошо и мечтала стать биологом. После окончания школы подала документы в университет, но не прошла по конкурсу. И встал вопрос: что делать дальше? Тогда она пришла в городской отдел культуры, и ей дали направление в Школу киномехаников. Там учеников обучали работать на передвижках (передвижные киноустановки), потому что кинотеатров тогда ещё не было. В основном учились мальчики, девочек было мало.
– Брала два довольно больших
и тяжёлых ящика, два громкоговорителя, банки металлические, ещё один ящичек
поменьше с усилителем и 16 мм киноплёнку в бобинах, – рассказывает Галина
Степановна. – А затем на лошадке ехала на место работы. Обратно приходилось
идти со всей этой аппаратурой ночью, пешком. Работала с большим удовольствием,
и ходить по ночам домой не боялась: нас уважали в деревне и считали интеллигенцией.
Как в то время работало
устройство для показа фильмов? Были две бобины с 16 мм киноплёнкой. Вставляли
сначала одну бобину в аппаратуру, а когда плёнка в ней заканчивалась – вторую.
Поработав несколько лет на кинопередвижках, Галина Степановна уехала работать в Свердловск в кинотеатр "Салют". С новой аппаратурой работать было интереснее. Сеансы начинались очень рано утром и заканчивались поздно вечером. Билеты всегда раскупали.
Вскоре наша героиня выходит замуж, появляется ребенок, и она возвращается в Ревду работать киномехаником в клуб Ревдинского метизно-металлургического завода.
А когда в 1965 году построили кинотеатр «Победа» в Ревде, Галина Степановна перешла туда. По её рассказам, работа была в радость: понимающий и дружный коллектив, хорошие условия труда.
Люди часто завидовали киномеханикам, считая, что те постоянно смотрят фильмы, когда показывают их. Но Галина Степановна рассказала, что фильмов они на рабочем месте не смотрели. Не до того было. В это время уже появилась 35 мм киноплёнка, и ее проигрывали на двух аппаратах. В одной бобине было 380-390 метров такой плёнки - это 8 минут фильма. Один фильм состоял из 9-10 бобин. Получается, 3 км плёнки! Скорость, с которой она шла, была 25 кадров в секунду. Когда одна из 10 частей заканчивалась, её перематывали.
– Самое главное было – не
перепутать порядок бобин и перемотать плёнку не "вверх ногами", –
вспоминает Галина Степановна. – В зале сидят 500 человек, и если что-то на
сеансе пойдет не так, будет стыдно перед людьми.
Но от ошибок в работе никто не застрахован. Были они и у киномехаников.
– Помню, как-то плёнку
всё-таки «вверх ногами» перезарядили, - говорит Галина Степановна. – А на
детском сеансе вообще одну часть мультфильма пропустили. Но были трудности, не
зависящие от нас. Плёнка часто рвалась, и нужно было быстро всё
исправлять. На моей памяти был один взрыв ксеноновой лампы в кинопроекторе.
Осколки тогда разлетелись примерно на пять метров. Грохот сильный был, зрители
перепугались ужасно.
Платили киномеханикам немного. И как бы не любила свою профессию Галина Степановна, была вынуждена её оставить и перейти на работу в суперфосфатный цех Средне-Уральского медеплавильного завода. На заводе она проработала 30 лет. А с выходом на пенсию вернулась к своему любимому занятию – показывать зрителям кино. В 2006 году в "Победе" как раз открылся "Премьер-зал".
В 2011 году старую аппаратуру в "Победе" демонтировали и поставили 3D. Поработав несколько месяцев на новой аппаратуре, Галина Степановна поняла, что это уже другая эпоха, и закончила свою карьеру киномеханика. А в 2014 году кинотеатр «Победа» совсем перестал демонстрировать фильмы.
Всю жизнь Галина Степановна
жалеет, что не получила высшего образования. Но, несмотря на это, ей очень
нравилась её работа, и она не разочаровалась в своем выборе.
На вопрос «Ходите ли Вы в кинотеатр сейчас?» Галина Степановна ответила отрицательно. Она говорит, что ей не нравятся современные фильмы, потому что в них слишком много убийств, погонь и мата. Да и раньше, когда ходила в кинотеатры на интересные премьеры, больше смотрела на техническую часть: вот где-то царапина прошла – болт плохо закрутили; вот точка киномеханика "проскользнула" – переход скоро будет.
В эпоху цифровых технологий
человека с такой профессией уже не встретить. Хотя многие кинодеятели до самого
последнего момента сопротивлялись, считая, что киноплёнка – "живая",
и перевод с неё старых фильмов разрушает "магию кино". Хотелось бы
сейчас посетить кинотеатр, который показывает фильмы на киноплёнках, чтобы
лично узнать, почувствовать, чем отличаются фильмы на цифровых носителях от
плёночных фильмов.
Наталья
Пятунина
Комментариев нет:
Отправить комментарий